Подготовка к самостоятельной жизниВ мае 2010 года наша организация разработала проект, призванный помочь детям и подросткам с синдромом Дауна научиться навыкам максимально самостоятельного проживания в обществе. С взрослением ребёнка-инвалида всё больше начинает проявляться дефицит его социокультурного опыта, приводящий к дефициту общения. Важной составляющей социокультурного опыта человека являются его навыки жить самостоятельно в обществе. Своим проектом мы пытаемся разработать альтернативу психоневрологическому интернату, дать шанс человеку с синдромом Дауна жить по-другому, когда он останется один. В рамках реализуемого проекта мы собираемся организовать проведение следующих занятий и мероприятий. Занятия по обучению навыкам самообслуживания. Их проведение направлено на социальную реабилитацию детей-инвалидов, включая социально-средовую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию. Позволит родителям высвободить свободное от присмотра и ухода за ребенком-инвалидом время для личностного роста, работы и отдыха. Поможет сформировать педагогическую компетентность родителей и родственников детей-инвалидов, обучит их коррекционным методикам для применения в домашних условиях. Проводить занятия будет наставник из числа родителей и 2-3 волонтёра. Родители и родственники детей будут принимать участие в занятиях. Тема занятия будет относиться к одному из трёх блоков: навыки ухода за домом, навыки самообслуживания и умение оперировать информацией. Навыки ухода за домом включают в себя уборку дома, приготовление пищи, поливку растений, протирку пыли, мытье посуды и уборка ее в шкаф для посуды, уборка и мытье пола, овладение первичными навыками, связанными с пользованием домашней техникой и электроприборами (чайник, пароварка, пылесос, СВЧ-печь, утюг), овладение навыками техники безопасности. Навыки самообслуживания включают навыки по приёму пищи, уборкой после приёма пищи, навыки, связанные с одеванием-раздеванием и уходу за собой. Умение оперировать информацией включает в себя умения: пользоваться телефоном, определять время по часам, обращаться с компьютером, обращаться с деньгами. Тренинг ролевого взаимодействия для детей. Одним из самых сложных периодов в развитии ребенка является подростковый возраст. Новые, взрослые потребности, физиологические изменения в организме, могут сильно тревожить и взрослеющего подростка, и его близких. Под руководством специалистов- психологов из психодиагностической лаборатории Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова дети смогут научиться лучше понимать происходящие с ними изменения, осознавать новые потребности, строить более зрелые социальные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми. Проведение тренинга направлено на социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию детей-инвалидов. Занятия будут проходить индивидуально с каждым из детей и подростков. Групповые встречи для родителей на тему «Половое воспитание ребенка с особенностями развития». Все семьи переживают непростое время, пытаясь понять своего подростка и помочь ему справиться с новыми тревогами. Если же речь идет об особенном ребенке – ребенке с синдромом Дауна – родителям может понадобиться помощь. Планируется провести групповые встречи со следующими темами для обсуждений: 1) как говорить с ребенком о физиологических изменениях, происходящих в его организме; 2) любовь, секс, семья – как говорить об этом с особым ребенком; 3) отношения со сверстниками; 4) как обезопасить детей от сексуальной эксплуатации. Встречи будут проводить специалисты — психологи из психодиагностической лаборатории Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Проведение таких встреч направлено на нормализацию психологического климата в семье, на профилактику жестокого обращения и насилия в отношении детей-инвалидов. Организация группы дневного пребывания детей-инвалидов с элементами поддерживаемого проживания. Оставлять детей-инвалидов на весь день без родителей мы планируем летом, в период школьных каникул. Предполагается, что родители приведут утром ребёнка в наше помещение и заберут его домой только вечером. С группой из 4 детей будут находиться 2 воспитателя и, возможно, волонтёры. В качестве воспитателей мы планируем пригласить специалистов или студентов – старшекурсников из Российского государственного социального университета. Воспитатели будут стараться сделать так, чтобы дети максимально проявляли свою самостоятельность. Под руководством воспитателей дети будут сами готовить себе пищу, сами заниматься уборкой помещения. Они смогут сходить с воспитателем в ближайший магазин за чем-нибудь необходимым. В свободное время они смогут заняться тем, чем занимаются дома – порисовать, поиграть в подвижные игры с другими детьми, почитать книгу, поиграть в компьютерные игры, собирать пазлы. У нас есть музыкальный центр и синтезатор — дети могут послушать музыку, поиграть на синтезаторе. Предусматривается посещение детьми кинотеатра. Поход в кинотеатр будет способствовать обучению поведению детей в незнакомом месте. Роль воспитателя и волонтёров будет заключаться в том, чтобы следить за безопасностью детей-инвалидов, направлять и при необходимости оказывать помощь детям в их действиях. Это мероприятие не подразумевает организацию «летнего лагеря». Цель – чтобы ребёнок — инвалид начал учиться обходиться без помощи родителей в различных бытовых ситуациях. В дальнейшем мы хотим, используя полученный опыт, организовать группу, находясь в которой молодые люди с ограниченными возможностями получали бы навыки максимально самостоятельного проживания. Организация поездки в другой город. Такую поездку мы планируем для того, чтобы дети-инвалиды смогли побывать в жизненной ситуации «поездка с группой людей в другой город и пребывание там в течение нескольких дней». Предполагается такая поездка в теплое время года (май-сентябрь). Мы хотим совершить автобусную поездку на несколько дней в город Дивеево. На самом деле, выбор места поездки не так важен. Важно, чтобы дети-инвалиды получили навыки переезда на достаточно большие расстояния в составе группы, навыки проживания в составе группы в течение нескольких дней (проживание в одном помещении с незнакомыми людьми, совместные передвижения и приём пиши). Нахождение долгое время в большой группе людей способствует вырабатыванию навыков общежития в незнакомом социуме. Всё это помогает социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в целях интеграции их в общество. Планируется поездка группы в составе 15 семей(1 ребёнок + 1 родитель) и ещё плюс 5 человек вторых родителей и детей. Одним из итогов реализации проекта станет улучшение качества жизни семей. Дети-инвалиды приобретут навыки самообслуживания: уборка помещения, глажка, приготовление пищи, приём пищи, мытье посуды. Они научатся оперировать окружающей информацией: ориентироваться во времени с помощью часов, пользоваться телефоном и компьютером, пользоваться деньгами. Ребята научатся себя вести на улице, в кафе, в транспорте, научатся правильно среагировать на опасность. Всё это поможет социальной реабилитации детей-инвалидов в целях интеграции их в общество. Родители, наблюдая, как их дети приобретают навыки самостоятельной жизни, станут использовать их помощь дома, оставлять детей на некоторое время одних. Это улучшит отношения в семье, улучшит взаимодействие семьи с социальным окружением. Очень важно, что родители станут замечать изменения в сторону взросления, которые произошли с их детьми, и радоваться этим изменениям. |