Творческая студия «Цветы жизни»

Наша творческая студия организована по примеру Мексиканской школы изобразительных искусств Down Art Фонда Джона Лэнгдона Дауна в Мехико. Свою работу она начала, как детская изостудия. Сейчас в этой школе занимаются люди с синдромом Дауна разного возраста. Работы, созданные в ней на протяжении нескольких десятков лет, экспонировались на международных выставках и украшают картинные галереи по всему миру, и это не удивительно. Свежесть красок, чистота и простота сюжетов и абсолютное отсутствие тщеславия привлекает внимание совершенно разных людей.

Своими занятиями мы хотим попытаться обучать и воспитывать детей без прессинга, находить опосредованные пути воздействия на личность ребенка – через музыку, рисование, живопись. Используя природную музыкальность, артистичность, тягу к прекрасному детей с синдромом Дауна необходимо активизировать личность, и вызвать в ребенке интерес к творческой деятельности, к самому себе через сильные положительные эмоциональные впечатления.

Надо сказать, что занятия арт — терапией (а именно к ней относятся наши занятия) проводятся во многих государственных и негосударственных образовательных и реабилитационных учреждениях и центрах. Но, мало где занятия рисунком и живописью проходят под музыку.

Современные исследования в области трансперсональной психологии и психотерапии подтверждают факт влияния музыки, лечебный эффект которой усиливает синтез нейропептидов в головном мозге. Нейропептиды (например, эндорфины, имеющие успокаивающее и обезбаливающее действие) обладают дуализмом действия, то есть ведут себя и как гормоны, и как нейротрансмитторы. Нейропептиды обеспечивают импринтирование новых нейронных «дорожек», повышающих оперативность работы мозга. Играя роль гормонов, они взаимодействуют со всеми важными системами, включая иммунную. Повышенная активность нейропептидов, таким образом, вызывает повышенную сопротивляемость организма болезням, повышает фон настроения, проявляет анальгезирующий эффект. Лечебное действие музыки на организм человека неоспоримо, хотя это воздействие до конца еще не изучено. Научные поиски доктора Клаудиса Конрада из Массачусетского госпиталя Гарвардской медицинской школы показывают, что исцеление музыкой и успокаивающий эффект возникает в том числе и через возбуждение — торможение трех различных стрессовых гормонов. Например, на медленные сонаты Моцарта у некоторых пациентов (в 50% случаев) остро реагировал гормон роста, который ускоряет рост клеток и метаболизм. Как известно, синдром Дауна тормозит рост человека. Музыка оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы, нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Музыка лечит от бессонницы, невроза, депрессии, улучшает пищеварение. В тандеме с арт-терапией музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Она может выступать в роли интеллектуального катализатора, усиливающего интуитивное познание внутренних свойств явлений, чего мы и собираемся достигнуть с помощью наших занятий. Музыка, как и рисование, развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения, которые так необходимы детям с синдромом Дауна. Ведь это универсальный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует межличностную коммуникацию, а рисование, изобразительное творчество, закрепляет и углубляет эти навыки.

Мы уверены, что занятия рисунком и живописью под музыку в лояльном окружении поможет людям с синдромом Дауна накопить опыт общения, преодоления трудностей, опыт самостоятельного принятия решений, не говоря уже о развитии мелкой моторики.

Работу по реализации этого проекта мы начали проводить как только у нас появилось помещение для занятий. Это случилось в июле 2010 года, когда Департамент имущества города Москвы предоставил нашей организации в безвозмездное пользование помещение для осуществления уставной деятельности.

На средства организации были приобретены минимально необходимый инвентарь и расходные материалы для начала занятий.

Руководитель студии Ирина Мамонтова нашла волонтёров с художественным образованием, согласившихся вести занятия в качестве художников-наставников. Ими стали молодые люди Лена, Вера, Дарья, Диана и Тимофей, сотрудничающие с редакцией журнала «Синдром Дауна. ХХI век». То, что они не понаслышке знакомы с проблемами, связанными с реабилитацией людей с особенностями в развитии, только облегчило их включение в проведение занятий.

Итак, проводят занятия наставники-художники. Дети приходят, надевают фартуки и халаты, занимают свои места, наставник-художник объясняет тему занятий, показывает отрывок фильма на большом мониторе (у людей с синдромом Дауна ослабленное зрение), фотографии по теме под классическую музыку, специально подобранную согласно рекомендациям профессионального музыкального терапевта. Затем детям предлагается по возможности ответить на вопросы по просмотренному фрагменту с помощью наставника, который дополняет рассказ интересными и забавными деталями. Просмотр предлагается повторить, обращая внимание на цвет и форму объектов, на общее настроение сюжета, поддержанное музыкой. Наставник может сам на листе ватмана сделать рисунок для примера, раскрасить его, объясняя свойства разных материалов — краски, угля, пастели, аракала, и разных кистей.

После этого детям предлагается выбрать цветную бумагу, и каждый решает, что он будет изображать. Углем, пастелью или тушью наносится рисунок. При этом наставники помогают советами, подсказывают, как лучше разместить на листе желаемый сюжет. Когда рисунок готов, можно перевести дух — попить сока, посмотреть на рисунки соседей, обменяться впечатлениями. Через 15 мин. все возвращаются на свои места и начинают работать с красками, тушью, пастелью или аппликацией из цветного аракала.

В конце занятия с детьми обсуждается каждый рисунок. Мы стараемся создать доверительную творческую атмосферу любви и терпения, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно. Шаг за шагом мы будем вести их к раскрытию творческого потенциала, своей неповторимой сущности.

Дети с синдромом Дауна усваивают новые знания медленнее, поэтому с ними целесообразно продвигаться более мелкими шажками. Так, например, мы разбиваем одно задание на несколько частей. Надо создать поддерживающую среду, то есть постараться сделать занятия как можно более интересными и приятными для ребенка и отмечать даже малейшие его успехи и достижения. Таким образом, у детей повышается уверенность в своих силах и образуется стимул для дальнейших занятий.

Сейчас занятия в творческой студии проходят 2 раза в неделю.

Готовые работы наших детей уже принимали участие в выставке, организованной больницей им. Алексеева в рамках фестиваля творчества «Нить Ариадны» в ноябре 2010 г.; участвововала в Пятом Московском фестивале прикладного искусства для инвалидов «Я такой же, как ты», проходившем 17 сентября 2011 года. А совсем недавно мы были приглашены участвовать в двух подряд выставках. Первая — Интерактивная выставка детского досуга и активного отдыха «Краски Детства» — проходила в МВЦ «Крокус Экспо». Вторая — 2я международная выставка реабилитационного оборудования и технологий «Интеграция. Жизнь. Общество. 2012», которая состоялась c 10 по 12 мая 2012 года на территории ЦВК «Экспоцентр». На обоих мероприятиях работы наших детей вызвали достаточно большой интерес, а участие нашей организации было отмечено грамотами организаторов.